ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ

НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ

 

  официальный сайт

школьного музея и ДВО "ПОБЕДА"

Гимназии № 25 города Костромы

 

   

Документация школьного музея и ДВО "ПОБЕДА"

 

 

 

Концепция развития школьного музея имени

П. Д. Щербины  Гимназии №25  города Костромы

на 2015 – 2020 г.г.

 

1.    Функциональная модель развития музея

2.    Концепция развития

3.    Концепция развития системы экспозиций

4.    Концепция развития внешних  связей 

 

  1.1. Функциональная модель развития музея

Использование теории музейной коммуникации в качестве основы для построения перспективной функциональной модели школьного музея  позволяет по-новому сформулировать его социальную миссию, сконструировать новый, отвечающий современной социально-культурной ситуации, идеальный образ или концептуальную модель этого музея, определить в конечном итоге те целевые ориентиры, которыми музей мог бы руководствоваться в своем развитии.

Миссия музея - это первое и, наверное, главное, что он может сказать о себе обществу в целом (как один из его институтов, призванных удовлетворять определенные социальные потребности). Музей - это хранилище ценностей, исследовательский институт, образовательный и культурный центр и т.п.

Музей - это уникальное общественное образование, призванное служить местом встречи и продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными социальными общностями, различными поколениями, различными профессиональными, возрастными, территориальными и иными субкультурами. При подобном понимании современной миссии музея очевидно, сколь широк может быть круг его партнеров, заинтересованных в использовании посреднического (коммуникационного) потенциала этого социального института.

Музей - это:

• пространство коммуникации (благоустроенная, приспособленная для обслуживания широкого круга и большого количества коммуникантов, оснащенная необходимыми материально-техническими средствами и профессиональным сервисом коммуникационная площадка)

• место встречи субъектов коммуникации (доступное: а) для тех, кто владеет информацией и заинтересован в ее распространении, и б) для тех, кто в этой информации нуждается)

• коммуникационный узел (место приема, обработки, сортировки, хранения, перераспределения, переадресации и доставки краеведческой, историко-культурной, культурологической и прочей информации)

• средство коммуникации (носитель специфической, основанной на предметном материале, универсальной знаковой системы, легко совместимой с большинством других знаковых систем)

• особого рода канал коммуникации (система экспозиций и выставок, дополняемая другими каналами коммуникации (библиотека, конференции, лекции, клубные формы работы, каналы электронных коммуникаций)

• обеспеченный средствами кодирования и декодирования инструмент передачи информации (шлюз) между различными каналами коммуникации (например, между системами распространения научной информации на бумажных носителях и системами распространения визуальной информации (видео, учебные программы, музейные экспозиции и выставки).

Приведенная «коммуникационная» модель позволяет более определенно очертить круг задач, которые в обозримом будущем предстоит решать  музею. Эти задачи имеют концептуальный характер и могут служить ориентирами для дальнейшей детализации концепции развития музея по основным направлениям его деятельности.

Общие задачи

1.  Организация  на новой площади нового современного музея.

2. Расширение состава субъектов коммуникации.

3. Расширение спектра видов средств коммуникации.

4. Техническое обустройство каналов коммуникации.

Задачи по основным направлениям развития музея

1. Задачи в области комплектования и хранения фондов.

а) выделение и фиксация различных культур и субкультур, сотрудничающие с музеем:

• участники ВОв; Городской  Совет ветеранов;

• Костромская организация малолетних узников фашизма;

• ветераны педагогического труда;

 а так же другие общественные организации и общности актуально сосуществующих в пространстве города и края культурных сообществ;

б) формирование каналов коммуникации между ними;

2. Задачи развития экспозиционно-выставочной деятельности.

а) определение основных субъектов культурного диалога, происходящего на площадке музея;

б) выявление их ценностных позиций и ориентаций ;

в) формирование сбалансированной системы экспозиционной и неэкспозиционной коммуникации в музее, определение места и роли:

• стационарной экспозиции,

• временных выставок (собственных, привозных («гостевых»), передвижных, немузейных и т.д.),

• иных форм культурного взаимодействия - традиционных и нетрадиционных для музейного дела.

д) развитие инновационных методик экспозиционно-выставочной деятельности (презентации, слайд – шоу, использование Интернет – ресурсов).

3. Задачи развития системы внешних культурных связей (музей и его партнеры по культурной деятельности).

а) определение места и роли музея в системе других музеев - города, края, России и т.д.;

б) фиксация необходимых связей Музея с другими учреждениями культуры;

в) определение принципов взаимодействия Музея со средствами массовой информации;

г)  привлечение к работе Музея представителей различных профессий.

4. Задачи оптимизации внутримузейной коммуникации (организационно-управленческий аспект).

а) расширение состава участников музейной деятельности;

б) оптимизация механизмов взаимодействия между ними;

5. Задачи межинституциональной коммуникации.

Определение актуальных задач и принципов взаимодействия с другими учреждениями:

а) на местном уровне;

б) на региональном уровне;

в) на межрегиональном уровне;

г) на международном уровне.

6. Задачи музея в системе взаимодействия с субъектами ресурсного обеспечения его деятельности. Определение принципов и моделей:

а) взаимодействия Музея с учебными заведениями и научными учреждениями;

б) взаимодействия с государственными органами управления, другими субъектами культурной политики;

в) взаимодействия с информационными службами, средствами массовой информации, телекоммуникационными сетями (информационные ресурсы);

 

 2.2. Концепция развития фондово-хранительской и научно-информационной системы музейной деятельности

Концепция комплектования фондов

Музейный фонд формируется в соответствии с концепцией конкретного музея, комплектование коллекций проводится с учетом истории формирования собрания и той коррекцией, которую задает современный уровень музееведения в целом, профильные науки и социо-культурный контекст.

Фонд музея представляет предметную, содержательную, тематическую основу всех видов коммуникации. Коммуникативная функция является сегодня ведущей для музея.

Итак, цель комплектования, как коммуникационного канала - выявление, прием, обработка, сортировка, перераспределение информации.

Проблема отбора напрямую связана с тем социальным заказом, который сегодня предъявляет музею общество. Данные социологического опроса свидетельствуют: общество нездорово. Падение жизненного уровня, социальная апатия, рост бездуховности, потеря жизненных целей, ломка ценностных ориентиров - явления, отмечаемые в целом по стране. Внимание к личности человека, к его судьбе сегодня важнее сухой фиксации «достижений», мероприятий, показателей. Документировать процессы и явления, «пропуская» информацию через гуманитарно-антропоцентристскую призму, т.е. «любить прежде всего человека» - сегодня представляется особенно важным.

Самоуважение, любовь к малой родине, важность отдельно взятой личности (даже самой «маленькой»), внимание к ней, - все это должно стать лейтмотивом, тем, что при комплектовании любых коллекций мы всегда держим «в уме». Генетическая связь с предками, их деяниями, внимание к самым малым импульсам творчества, неравнодушия к жизни,  патриотизма, и тем, кто этому противостоит. Добро и зло в самых разнообразных контекстах. Тогда комплектование сохранит в своих материалах динамику жизни. Такой подход можно было бы назвать «научно-художественным». Бояться такого сочетания не надо, ведь музей в теории коммуникации - это и театр, и научная лаборатория, и мастерская художника, и кабинет писателя и т.д. Одно не исключает другого. Важны соотношения, пропорции, верно расставленные акценты.

Не следует забывать и о такой стороне комплектования, как выявление ценностей, бытующих в обществе, поскольку музей является институтом, оформляющим процессы общения, взаимодействия и взаимопредъявления носителей различных культур и субкультур (детей, подростков, молодежи, взрослых, представителей разных этнических групп, религиозных, политических группировок, неформальных, творческих объединений и т.д.).

Комплектование допускает в порядке эксперимента участие самих посетителей как полноправных участников музейной коммуникации в процессе выявления, сбора, отбора материалов. Музейные проекты, связанные с этим аспектом деятельности, разрабатываются на основе привлечения посетителей и жителей региона к комплектованию, изучению, интерпретации музейных материалов, пропаганде вновь создаваемых и существующих коллекций. Организационно к такой работе могут быть привлечены как частные лица - коллекционеры, краеведы, так и представители инициативных групп любого рода объединений, общественники - все, проявившие к данной деятельности интерес и склонность.

Привлечение посетителей к интерпретации музейных материалов связано с еще одной актуальной проблемой - выделением специального фонда материалов и экспозиционно-выставочных экспериментальных площадок, на которых сами «партнеры музея» - школьники, молодежь, пенсионеры - могли бы пробовать создавать собственные версии выставок и экспозиций. Это один из возможных путей формирования новых, так недостающих музею, каналов «обратной связи» с посетителем.

Музей активно и интересно выстраивает свою работу с детской аудиторией: организация исследовательской работы (индивидуальная и коллективная); организация совместной деятельности представителей различных поколений; проведение «круглых» столов и т.д.

Задача руководителя и Совета музея - в процессе изучения просмотреть сложившиеся фонды с точки зрения отражения истории и культуры края через деятельность личности, поиск героя и антигероя, выявление особенностей мировосприятия, образов, к которым прибегают, приноравливаясь к природе, быту, вещам, в оценке тех или иных событий, очерчивая структуру пространства и времени. Чем смелее будет момент наложения, совмещения, пересечения, сопоставления этих культурных текстов, тем глубже и интереснее получится образ целого.

 

 3.3. Концепция развития системы экспозиций

Работа над будущей экспозицией школьного музея не сводится к модернизации существующей экспозиции или даже построению новой в осваиваемых помещениях. Речь идет о серьезной реорганизации экспозиционно-выставочной деятельности и всей системы музейных коммуникаций, о приведении их в соответствие с новым статусом и перспективами развития музейного комплекса.

При создании концепции новой экспозиции необходимо увязать между собой решение нескольких разнопорядковых задач.

1. Адаптация к экспозиционным нуждам  нового помещения.

2. Освоение околомузейного пространства, включая кабинеты № 207 , 209, 213.

3.  Учет и максимальное использование презентационной функции музея.

4. Создание экспозиции динамического характера, нацеленной на постепенное развертывание заложенных в ней принципов.

Разноплановость перечисленных задач закономерно подводит к мысли о создании многоуровневой экспозиции, замещающей собой, по сути дела, сеть музеев различных профилей и типов, столь необходимую образовательному учреждению данного статуса. Такая экспозиция оказывается не только мобильной и способной к саморазвитию, но сама становится проектом будущего, отражающим опережающий взгляд на историю, культуру и общество.

Сложная структура экспозиций музея предполагает их иерархию, взаимозависимость и четкое распределение функций. Отдельные экспозиции увязываются в единую систему коммуникации, обмениваются между собой информацией, расширяя и дополняя ее.

Наиболее выигрышным представляется создание нескольких экспозиционных поясов, сходящихся к единому центру или, напротив, расходящихся от него, и охватывающих полностью все помещение.

1. Центральная экспозиция (экспозиционное ядро) - на 2-м этаже  в  холле  (кабинеты № 207, 208, 209).

          2. Динамическая экспозиция -  выдвижные витрины, развернутые на 2-м этаже.

3. База  для проведения различных встреч и мероприятий с использованием современных      технологий – кабинеты № 207 , 209 и 213.

В холле  четкое деление на сектора, соответствующие  заявленной специализации музея (истории школы, боевой и трудовой славы).

Помещение музея становится местом для проведения «круглых столов», празднеств, встреч и т.п. Разнообразие объектов осмотра позволит проводить в музее достаточно много времени и посещать его неоднократно.

 

Соответственно, центральная экспозиция оказывается в большей степени ориентированной  на историю создания школы и школьного музея, и складывается из разделов: «Титульный лист», «История школы», «История школьного музея», «Костромская организация малолетних узников фашизма», «П. Д. Щербина» и «Наши ветераны». Данные разделы существуют в определенной логической связке, но в тоже время могут существовать самостоятельно. Разделы экспозиции содержательно интегрируются друг в друга в рамках единого подхода. Таким образом, экспозиция выстраивается как цепь сменяющих друг друга культурно-исторических ситуаций.

Содержание разделов:

1.      «Титульный лист» (название музея, в рамках официальные документы и дипломы музея; эмблема гимназии и ДВО «Победа»;

2.    «История школы» (история  м- н Давыдовский; история создания школы; директора и учителя школы; педагогические династии» выпускники школы);

3.     «История школьного музея» (история создания школьных музеев; основные направления деятельности школьного музея на современном этапе);

4.    «Костромская организация малолетних узников фашизма» (история создания организации; малолетние узники – «дети опаленные войной»; результаты сотрудничества организации и гимназии);

5.     «П. Д. Щербина» (история жизни; годы ВОв; мирное время; сотрудничество с семьей П. Д. Щербины и музеем Боевое Славы на Украине);

6.    «Наши ветераны» (ветераны проживающие на территории м-н Давыдовского; родные и близкие учащихся гимназии в годы ВОв; Сотрудничество с Городским Советом ветеранов).

 

Названные культурно-исторические универсалии при всем их ключевом значении для экспозиции, разумеется, не исчерпывают ее содержания, и их набор может быть заметно расширен в процессе разработки экспозиционного сценария.

Итак, центральная экспозиция  формируется как концентрическая структура, имеющая начало (или несколько «начал») и образующая замкнутый цикл. Одновременно она делится на четыре сектора.

Это соответственно шесть разделов: «Титульный лист», «История школы», «История школьного музея», «Костромская организация малолетних узников фашизма», «П. Д. Щербина» и «Наши ветераны». Они изоморфны друг другу, то есть сопоставимы по структуре построения, и переходят один в другой.

 

 4.4. Концепция развития внешних связей музея

 Основными партнерами музеев (вертикальные связи) были либо «вышестоящие» организации, представленные идеологическими инстанциями и ведомственными органами управления (отсюда поступали в музей основные потоки информационных и материальных ресурсов), либо другие учебные учреждения. Горизонтальные связи музея ограничивались контактами с местными научными учреждениями.

Взаимодействие со всеми категориями субъектов музейной коммуникации имел признаки обратной связи и  партнерства. Чаще всего музей фактически выступал в роли своеобразного передаточного звена, транспортера или ретранслятора, тех или иных информационных потоков или ценностных ресурсов или  в роли субъекта собственной культурной политики.

Смысл предлагаемой  перспективной модели развития общественных связей музея заключается в следующем. С одной стороны, она позволяет сформировать целостное представление о возможностях развития внешних связей музея. С другой стороны, определив составляющие элементы системы, направления и режимы ее функционирования, она обеспечивает необходимое структурирование общей картины. Новая модель развития системы внешних коммуникаций музея - это своеобразный инструментарий для выявления и привлечения к решению музейных проблем дополнительных ресурсов: интеллектуальных, информационных, организационных, финансовых и др.

 

Разработка модели внешних связей в значительной степени задавалась пониманием и трактовкой специфики музея в сравнении с другими музеями города. Поскольку музей является музеем истории школы и школьного музея, начнем с определения качественных характеристик этой группы и ее места в музейном сообществе.

Во-первых, группа  школьных музеев  самая многочисленная в музейной сети города: такой музей есть почти  в каждом  учебном учреждении  города. Во-вторых, в данной группе музеев особенно рельефно выступают такие характерные для этого социального института качества, то что фонды представляют собой систему различных по типам, содержанию и хронологии коллекций; экспозиция моделирует разноплановый музейный образ края в историческом контексте; образовательная, просветительская, досуговая деятельность рассчитана на самые разные социальные группы.

Вынужденные следовать одному нормативу, предусматривающему обязательный набор тематических разделов соответствующего содержания, школьные музеи превратились в «типовой музейный проект», что собственно не способствует роста интереса к данному институту.

Есть еще одна, более современная причина сохранения тенденции к снижению социальной востребованности результатов деятельности школьных музеев. Этой причиной является заметное возрастание числа организаций, конкурирующих с краеведческими музеями в сфере культуры и досуга. Нельзя забывать также о прошедших в различных регионах России за последние 10 лет изменениях социокультурной ситуации, связанных с динамикой образа жизни, формированием индустрии культуры

Музей надо рассматривать как объект с максимально широким социальным диапазоном деятельности. Это задает потребность структурирования внешних связей музея, нацеленного на определение конкретных адресатов музейных коммуникаций, действительных и потенциальных, партнеров.

 

Основным режимом работы системы нужно считать  - «партнерский».

Партнерский режим работы предполагает наличие у музея и контактирующей с ним организации:

а) общей цели (отсюда возможность совместной целенаправленной деятельности в рамках двусторонних или многосторонних целевых, комплексных и т.п. программ и проектов);

б) общих проблем (отсюда возможность эпизодического или долговременного объединения усилий и ресурсов, направленных на преодоление этих проблем);

в) технологической зависимости, то есть невозможности осуществления функций одной организации без своевременного получения результатов деятельности другой (отсюда возможность кооперации);

г) обоюдной или односторонней заинтересованности в тех или иных взаимных услугах (отсюда возможность обмена).

 Исходя из степени функциональной близости, первым системообразующим элементом модели внешних связей музей выступают другие школьные музеи города. Один и тот же социальный институт - музей - они представляют в зависимости от выбранной специфики.

 Присущая школьному музею комплексность и максимально широкий социальный диапазон деятельности открывают самые разнообразные возможности для выстраивания системы коммуникаций со всеми музеями города.

Режим партнерства, предполагающий совместные акции, распространяется на все существующие виды музейной деятельности, используя разнообразные варианты. Например, сосредоточив внимание на актуальности общих для музеев в целом и конкретных  проблем, а также на имеющемся у него потенциале, можно выделить следующие направления партнерских отношений :

- Выставочное.

Предполагается развитие таких форм, как: совместные выставки, в т.ч., стационарные, передвижные, выездные и т.п.; «гостевые выставки» - приглашение коллекций других музеев; представление материалов музея для демонстрации в иных музейных помещениях.

- Информационное.

 Значимость информационного обмена в современных условиях не нуждается в доказательстве. Развитие партнерства может выражаться в организации совместных конференций; взаимоучастии в конференциях, семинарах, лекциях, обсуждении работ друг друга; создание единой компьютерной коммуникационной системы школьных музеев города  как высший уровень информационного обмена.

- Экспертное.

Актуальность этого направления обусловлена постепенной утратой в музейной среде профессиональных навыков работы с музейным предметом, извлечения содержащейся в нем информации. Предусматривается проведение методической работы по музейному делу для учащихся гимназии, цель которого воспитание нового поколения юных музейных экспертов.

 

 

Вопросы формирования имиджа музея

 Имидж - это не экспозиции, не сотрудники, не услуги. Научное понятие «имидж» подразумевает то, что на английском языке звучит как personality, т.е. индивидуальная характеристика компании, создаваемая на основе рекламного или потребительского опыта в виде совокупности особых достоинств (качеств или характеристик), которые способствуют выяснению отличий данной компании от других.

Иными словами, имидж - это представление о музее, формируемое целенаправленно через мнение общественности и СМИ. Имидж - это то, как музей выглядит в глазах посетителя и партнера.

Цели создания марки  музея имени П. Д. Щербины:

1. Создание предпосылок для уважительного отношения к музею.

2. Создание ситуации приоритетного права.

Для достижения этих целей необходимо:

1. Провести мероприятия по созданию имиджа музея и оформления помещения.

Два этих сегмента выделены по признаку наличия различных требований к музею. Из этих сегментов выделяются целевые группы.

Целевая группа первого сегмента - это учителя и преподаватели, второго сегмента - сотрудники предприятий досуга и социальных служб (турбюро, советы ветеранов, службы семьи и т. п.), так как именно они нуждаются в услугах музея и заказывают их.

Самый трудный этап в создании имиджа - выработать желаемый образ музея.

Возможный вариант желаемого образа музея имени П. Д. Щербины:

Музей - это место встречи и взаимообогащения разновременных и современных культур, это уникальный по своей универсальности и общедоступности узел культурных коммуникаций.

Огромное значение имеет атмосфера, создаваемая в музее. Кто встречает посетителя при входе, как, с какими словами, с каким выражением лица, каким взглядом провожают? Чувствует посетитель себя желанным гостем или нежданным пришельцем? Ощущает он дружелюбие или равнодушие (или враждебность)? Атмосфера - очень важная часть предлагаемого музеем продукта.

Музей предлагает:

а) экспозиции и выставки; б) программы - например, циклы экскурсий, лекций, а также кружки, студии, клубы и т.д.; в) специальные мероприятия или события; г) авторские права на воспроизведение предметов, входящих в его собрание; д)каталоги, буклеты и другую полиграфическую продукцию - непосредственно по теме музея или по близким темам, - а также видеофильмы, слайды, CD-ROMы и прочие издания, использующие современные информационные технологии.

Таким образом, музей может предложить своему посетителю множество продуктов - материальных и нематериальных.

 

 

 

 

 

   
Дата последнего обновления страницы 28.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»